Логистика

Почему стоимость морского фрахта из Китая растет?

Логистика столкнулась с острой нехваткой контейнеров из Китая и Южной Кореи. Рассказываем, что это значит для бизнеса и для отрасли.

Что происходит с морским фрахтом?

С начала 2024 года стоимость морского фрахта постоянно снижалась, что подтверждало наши прогнозы на год. В период с февраля по начало апреля стоимость фрахта для судовладельцев достигла уровня ниже минимальной себестоимости.

Но уже в мае логистика столкнулась с новым вызовом: стоимость морского фрахта из Китая выросла от 20 до 40% за контейнер, в зависимости от порта отправки и футовости. Индексы фрахтов увеличивались ежедневно. Тренд затронул не только основные порты Китая, но и другие локации. Причем это коснулось и морского фрахта, и железнодорожных перевозок.

Главными предпосылками появления тренда на рост ставок, согласно мнению экспертов ТЛК ВЛ Лоджистик, стали:

1.      дефицит порожних контейнеров в Китае

2.      нехватка свободных мест на судах основных линий из-за отложенного спроса

Дефицит контейнеров

В качестве официальных причин нехватки «ящиков» в Китае представители власти КНР называют рост китайского экспорта и низкий уровень оборачиваемости контейнеров.

Что это значит простыми словами?

Раньше для вывоза 100 000 тонн груза из Китая требовалось 5 000 контейнеров (из расчета загрузки в контейнер 20 тонн), сейчас необходимо уже 10 000 контейнеров, чтобы вывезти тот же объем. Причина этого – рост среднего транзитного срока кругорейса контейнера Китай-РФ-Китай с 70 до 140 дней.

Почему же так произошло, что контейнеры не двигаются быстро?

На это влияют несколько причин:

1.      Общее снижение грузовой экспортной базы из РФ относительно объема импорта в 2 раза.

2.      Проблема с динамической моделью загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД», которая ставит пропускные лимиты для каждой станции РФ.

3.      Сокращение лимитов выхода для экспортных перевозок, а также смещение графика уже согласованных выходов поездов из-за «бросаний» на сети РЖД.

ЦИТАТА: обычно стоимость морского фрахта плавно начинала расти с июля по декабрь, т.к. начинался pick season для импорта из Китая. Сейчас линейные операторы будут стремиться извлечь выгоду из повышенного спроса на фоне дефицита контейнеров, поэтому предпосылок к падению стоимости фрахта в ближайшие 3-6 месяцев попросту нет. (Еремеева А.В., коммерческий директор ТЛК ВЛ Лоджистик).

В след за морским фрахтом растут ставки и на железнодорожные перевозки из Китая. В среднем тарифы выросли на 500-800 долларов США. Помимо этого, перевозчики сталкиваются с увеличенным сроком ожидания выхода контейнерных поездов с ключевых станций КЖД из-за ожидания фитинговых платформ со стороны РФ на границе.

Нехватка мест на судах

После введения 13-ого пакета санкций к РФ, у импортеров возникли проблемы с оплатой за груз через китайские банки. Это привело к тому, что отгружать на судах было нечего. Профицит свободных мест привел к ещё большему падению стоимости фрахта в период с марта по начало апреля. Но в начале мая ситуация с оплатами выровнялась, и весь тот груз, что не мог отгрузиться, сейчас готов к отгрузке в качестве «отложенного спроса».

Ориентировочно дефицит свободных мест на судах сохранится вплоть до октября. Однако это больше глобальная проблема. Для портов Дальневосточного бассейна ситуация по наличию мест должна выровняться к середине июля. Мы ожидаем от линий увеличения роста судозаходов контейнеровозов повышенной вместимостью 500-1200 TEU из Китая в ближайшие 3-6 месяцев.

Как это повлияет на внутренние перевозки?

Эффект домино приведет рынок логистики к повышению ставок и для внутрироссийских отправлений. Недостаток в отправке контейнеров из Китая, которые не приходили в РФ в достаточном количестве в период с марта по июнь, приведёт к дефициту контейнеров в РФ, и как следствие, к росту стоимости «ящика».

Кроме того, уже сейчас мы видим рост загруженности Дальневосточных терминалов, включая припортовые станции. При этом, количество подвижного состава на РЖД не увеличивается.

Ожидание отгрузки на припортовых станциях Владивостока составляет:

•           до Москвы – 5-8 дней;

•           до Новосибирска – 10-15 дней;

•           до Екатеринбурга – 6-10 дней;

•           до Санкт-Петербурга – 14-20 дней.

Ожидание отгрузки на припортовых станциях Находки составляет:

•           до Москвы – 4-5 дней;

•           до Новосибирска – 9-12 дней;

•           до Екатеринбурга – 6 дней;

•           до Санкт-Петербурга – более 14 дней

При отправках из центра РФ в направлении Дальнего Востока, так и действует режим ограниченной пропускной способности инфраструктуры РЖД. Ожидание отправки на терминале доходит от 9 до 24 дней, в зависимости от станции отправления.

Что это значит для бизнеса?

Весь бизнес, который пользуется услугами контейнерных перевозок, этим летом столкнется с повышением стоимости:

1.      морского фрахта из Китая и Южной Кореи

2.      импортных железнодорожных перевозок из Китая

3.      внутрироссийских железнодорожных перевозок

Из неочевидных последствий, рекомендуем обратить внимание на качество контейнеров, которое предоставляет перевозчик, особенно, если груз чувствителен к температуре. Из-за дефицита тары, в обороте стало появляться всё больше «проблемных» контейнеров, с большим износом и повреждением корпуса/дверей и запорных механизмов, а также с коррозией металлических частей.

В связи с ожидаемым осложнением обстановки на Дальневосточном направлении, мы советуем нашим клиентам заблаговременно планировать свои запросы, принимать во внимание возможные задержки в доставке и делать заказы заранее, учитывая возможный рост цен.

Наши менеджеры предложат вам несколько альтернативных вариантов доставки исходя из ваших предпочтений и текущей ситуации. Оставляйте заявку по номеру телефона 8 800 100 03 65 или на нашем сайте, и сотрудники ТЛК ВЛ Лоджистик предложат оптимальный вариант перевозки для вас

12.06.2024
0 комментариев
Отправить
Подписаться на новости блога

Чтобы оставаться в курсе важнейших событий в сфере транспорта и логистики, а также выгодных предложений от компании ВЛ Лоджистик, подпишитесь на нашу рассылку